"Сон в летнюю ночь" под Золотой Маской
К спикскуНациональный театральный фестиваль «Золотая маска» собрал в этом году представителей более 50-ти театров со всей России, и за 22 года это число оказалось рекордным. И если часто возникает много споров при выборе лучшего спектакля, то в этом году единогласно выбрали «Сон в летнюю ночь» мастерской Петра Фоменко в постановке Ивана Поповски. И после безвременного ухода самого мастера это первая победа в номинации на «Золотую маску», которая досталась в нелегкой борьбе с достойнейшими претендентами, а это говорит о том, что труды его были не напрасными.
Комедия Шекспира в виденье Ивана Поповски
Иван Поповски – любитель спецэффектов, в этот раз решил уйти от них, предоставив большую свободу действия самим актерам, сконцентрировав на них все внимание зрителя. Известная комедия Шекспира предстает в виде волшебной сказки, причем режиссер-постановщик ушел и от жестких решений при подготовке спектакля. Он говорит, что это творение коллективное – действие рождалось прямо во время репетиций, и Поповски дал актерам полную свободу – они хулиганят и резвятся, устраивают настоящее буйство эмоций, что создает особую атмосферу веселья.
Во время спектакля зритель попадает в древний, волшебный эльфийский лес, где действие не приковано к поверхности сцены – всё парит в воздухе, смешивается в сумасшедшей динамике. Более того, действо не ограничивается сценой – оно переносится в проходы, в зрительный зал, на балконы. Для создания визуальных эффектов используются широкие текстильные полотна, выполняющие функции гамаков, длинные, трехметровые юбки-абажуры, котурны, парики. Весь оркестр фактически летает над сценой.
Декорации настолько динамичны, что в одну секунду они изображают море, а в следующую – стелящийся над лесами и лугами туман. Не только в декорациях присутствует динамика – сами образы меняются прямо на глазах зрителя. Вот он – смущенный юнец, уже примеряет на себя образ истинного мачо, и вновь заливается краской смущения в присутствии прекрасной женщины.
Здесь есть всё – это и волшебные эльфы, игривые Робины, юные девы, во всех персонажах бурлят эмоции, страсти, они буквально носятся над сценой, в них свобода, в них любовь. Многое в действе отведено языку тела – пластике, гимнастический балет – заслуга Олега Глушко. Этот позитив, эта комедийная история любви со счастливой концовкой нужна была зрителю давно, поэтому он и приветствует постановку Мастерской Петра Фоменко с неподдельным ликованием.